Как можно прийти в профессию иллюстратора — порталу Money-budget.ru рассказала художник-иллюстратор и фрилансер Марианна Полякова. Сколько реально зарабатывают иллюстраторы в России, нужно ли получать профессиональной образование (спойлер: нет) и как найти работу — читайте рассказ от первого лица.
- Профессия художник-иллюстратор
- Где учиться и можно ли стать иллюстратором без образования
- Как стать иллюстратором детских книг
- Иллюстратор — это не только детские книжки
- Сколько времени уходит на заказ и сколько платят
- Дополнительные доходы иллюстраторов
- Проиллюстрировать изнасилование
- Как работает художник-фрилансер
Профессия художник-иллюстратор
Для того чтобы стать иллюстратором сейчас, не обязательно — хотя и хорошо бы — иметь какое-то образование. Очень большой процент современных художников, художников-иллюстраторов — это самоучки. Или это люди, получившие не полное высшее образование, а ходившие на какие-то курсы, частно занимающиеся с педагогами, прошедшие небольшие образовательные программы. Или люди, вообще пришедшие из другой профессии.
Где учиться и можно ли стать иллюстратором без образования
Если человек хочет стать иллюстратором, не обязательно учиться в художественной школе, потом пять лет учиться где-то в институте. Есть, например, простая школа. Это место, где учат рисовать, где короткие курсы, есть наброски, где ты рисуешь с живой натуры, есть отдельно и про книжную иллюстрацию, есть какие-то вещи про человека, есть классическое рисование анатомии, где тебя учат пропорциям. Есть курс иллюстрации Высшей школы экономики, он тоже неплохой, там хорошие преподаватели, много людей, как раз учившихся в Британке на курсе иллюстрации, сейчас преподаёт в «Вышке».
Я выпустилась из «Британки» в 2015 году. И сейчас у меня вышло пять книжек: три — мои дипломные серии, две большие книжки я сделала на заказ для издательства «Пешком в историю». Чтобы начать работать, нужно иметь какое-то своё изначальное портфолио, работы, не обязательно где-то опубликованные, просто чтобы показать стилистику, историю, как ты работаешь, что ты можешь делать.
Как стать иллюстратором детских книг
Дальше первая часть работы заключается в том, что ты отправляешь туда, где хочешь рисовать, — в журналы, книги, интернет-издания — отправляешь бесконечные письма со своим резюме. Кто-то пишет, что они вносят тебя в базу, кто-то пишет, что им нравится, но сейчас у них ничего нет и они предложат позже. Кто-то потом действительно к тебе возвращается, кто-то нет. Это такая история наработки рабочей базы заказчиков, которая необходима, чтобы публиковаться и куда-то рисовать.
А дальше, если речь идёт про книжную иллюстрацию, то тут тоже есть два пути: есть история, когда к тебе приходят с идеей проекта, куда нужен художник: есть автор и нужен художник. А бывает история, когда ты сам придумываешь проект, детскую книжку. Может, ты пишешь текст, пишешь маленький текст и это книжка-картинка, где текст идёт параллельно с иллюстрацией. И тогда ты можешь предложить готовый проект, который, если им понравится, они захотят напечатать.
Иллюстратор — это не только детские книжки
Если ты работаешь иллюстратором, это не значит, что ты занимаешься только детской книжкой. Проектов может быть много, и очень разных. Я занимаюсь книжной детской иллюстрацией, я занимаюсь журнальной иллюстрацией, я делаю какие-то проекты для интернет-изданий. Например, я работаю с изданием «Такие дела». И помимо того, что рисую туда картинки к статьям, мы делаем с ними очень большой проект, который весь состоял из иллюстраций.
Есть какие-то коммерческие рассказы, когда твой заказчик приходит вообще откуда-то со стороны и им нужен художник, чтобы осуществить их идею: может, какой-то корпоративный подарок, или они хотят сделать книжку маленьким тиражом, или календарь, ещё что-то.
Моя задача была придумать, как это будет выглядеть, придумать героев, вписать это в какую-то немножко дизайнерскую историю, потому что это не чистая иллюстрация, а пространственная штука, отрисовать всё это. Потом это всё печатали, плёнкой запечатывали стекло и оформляли.
Иллюстрации — это язык, и все говорят на нём очень по-разному. Соответственно, стилистика — это и есть то, как ты говоришь на этом языке. Можно подстраиваться под какую-то стилистику, можно определиться и работать только в одной, тогда к тебе будут приходить за ней. Можно быть более многогранным. Я рисую руками и на компьютере, и это очень разные истории.
Детская иллюстрация и журнальная иллюстрация — иногда можно не понять с первого взгляда, что это рисовал один человек. Если ко мне придут как к художнику и скажут: «Мы хотим, чтобы вы нарисовали в такой стилистике», а эта стилистика мне будет не близка, вряд ли я за это возьмусь, потому что это не моя история.
Сколько времени уходит на заказ и сколько платят
Проект может длиться… Может быть заказ, на который у тебя уходит два часа, может быть проект, на который у тебя уходит полгода. Гонорар тоже часто зависит именно от этого: сколько времени ты тратишь на это, насколько сложная прорисовка, сложная идея, ты придумываешь с самого нуля всё целиком или тебе дают очень конкретную задачу и тебе просто нужно нарисовать по чёткому ТЗ.
Обычно платят не за отдельную картинку, а за проект целиком. У тебя есть гонорар за всю книжку. Он может быть очень разный: в зависимости от размера книжки, объёма, количества полос и так далее. Но в целом это от 50 до 120 тысяч за книжку, целиком отрисованную, без дизайна, если ты занимаешься только иллюстрацией и обложкой.
Стоимость картинки для журнала или интернет-издания может быть от 3 тысяч за картинку до 5 или 10 тысяч примерно, в зависимости от её размера и прорисовки. Корпоративный проект — от 30 до 50 тысяч, а иногда и 100 тысяч за проект, в зависимости от сроков и объёма.
Если говорить о месячном заработке, то, если брать идеальную ситуацию, он будет примерно такой: журнальные иллюстрации за месяц — 10 тысяч, книжные иллюстрации — 20 тысяч, преподавание — 20 тысяч, корпоративный проект — 50 тысяч.
Иллюстратор кроме рисования также может заниматься преподаванием. Можно преподавать в институте, можно преподавать частно, можно заниматься с детьми. Я в основном занимаюсь с детьми.
Дополнительные доходы иллюстраторов
Помимо основной работы — иллюстрации — у меня есть ещё один проект. Это независимый детский книжный «Маршак», который мы открыли год назад с ещё двумя моими партнёрами. И это не бизнес-история, это не про деньги, не про прибыль, это история про людей и про некую социальную ответственность. Для меня это хорошая возможность выйти в этот книжный мир, в книжный рынок, потому что благодаря работе в «Маршаке» я узнала огромное количество людей, связанных с книжной детской иллюстрацией.
На данный момент он не приносит никаких денег, но всё идёт к тому, что через какое-то время — год, два — мы надеемся, что будет приносить. Есть какое-то стереотипное представление о том, что ты рисуешь то, что написано. Есть текст, и ты рисуешь ровно то, что там сказано. Но на самом деле, довольно часто иллюстрации — это метафоры. Ты должен переварить эту информацию, этот текст, переварить какой-то сюжет, историю, чтобы потом выдать свою интерпретацию. Я работаю с такими делами, это очень часто сложные социальные истории.
Проиллюстрировать изнасилование
Процесс работы с книжкой, идеальный процесс — когда художник в состоянии продумать и должен продумывать её целиком сразу. Невозможно нарисовать картинку, а потом её куда-то вставить, в абстрактное пространство. Там есть текст, есть заголовки, этого текста где-то много, где-то мало. Где-то у тебя одна крошечная картинка на разворот, а где-то — на весь разворот большая, полноценная, полноцветная иллюстрация.
И в идеале, если ты правильно работаешь, ты продумываешь цельный мир — с самого начала, от входа в книжку, от обложки до момента закрытия. Каждая страница, всё должно быть взаимосвязано. Ты предлагаешь общую концепцию, а дальше уже рисуешь в неё, в эту свою концепцию, а дизайнеры её дорабатывают после того, как ты закончил с картинками.
Бывает, что к тебе приходит заказчик с каким-то совершенно новым для тебя проектом. С какой-то задачей, которую ты раньше никогда не решал, не делал. В моём случае был такой проект для «Таких дел» про бездомных людей, который мы потом назвали «Жили-были». Это такой анимированный лонгрид, статья, там пять историй про реальных людей, которые оказались бездомными и умерли на улице. И мы рассказываем всю историю их жизни, почему с ними это случилось.
Это была командная работа, нас было много человек: были люди, которые ведут проект, были авторы, которые писали тексты, я рисовала картинки, был аниматор, который всё это оживлял, чтобы это двигалось, был программист, который всё это верстал, и был звукорежиссёр, озвучивавший всю эту историю. Нужно было придумать визуально, как всё это будет выглядеть, не отпугивающе. Это такая практически киношная была история, мультипликационная.
Первое время я просто читала эти тексты и пыталась их переварить, потому что все они довольно сложные и местами страшные. Мы очень много времени провели с программистом, когда он мне на салфетках объяснял, как всё это будет работать.
Это получилась такая документальная история, которая в итоге зацепила довольно много людей. Мы, например, стали лауреатами World Press Photo в номинации Digital storytelling, хотя это вообще история про фотографию. Но так как она документальная, мы тоже туда попали.
Читайте также: интервью как стать фотографом с нуля самостоятельно и зарабатывать от $3000 в месяц — мнение профессионала.
Сколько реально зарабатывает курьер в Деливери Клаб в России: график, зарплата, отзывы в нашем специальном обзоре по этой ссылке.
5 секретов, как находить крутые дешевые вещи, бренды с Алиэкспресс в 2020 году: https://money-budget.ru/earn/other/kak-nayti-krutye-veschi-aliexpress.html
Как работает художник-фрилансер
Если ты фрилансер, то тут очень важна самоорганизация, потому что если ты не будешь ставить себе сам сроки, то ты просто не будешь ничего успевать. Потому что ты никогда не делаешь один проект, ты всё время параллелишь кучу разного, маленького, большого.
Кажется, что работа иллюстратора, художника — это такая творческая профессия, где не нужно ничего считать, продумывать. Но на самом деле это не так, потому что ты сам себе менеджер, ты сам должен договариваться с людьми, просматривать договоры, определять сроки. На это тоже уходит довольно много времени и ресурсов, потому что нужно в этом шарить, понимать, как сделать так, чтобы тебя не обманули, ты не обманул, чтобы всё успеть, никого не подвести и сделать всё правильно.
В этом году я бы хотела закончить ту книжку, которая есть сейчас, сделать ещё одну. Съездить на книжную ярмарку в Болонью, самую большую книжную ярмарку. Развивать издательство внутри «Маршака» и сделать свой проект внутри этой истории.